Окрик как повод для просвещения

piotrovskyПиотровский Михаил Борисович,
Директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ

 

 

 - Нынешний, ХХI-й век – это век непрерывного образования и просвещения. И музей как учреждение как раз и является такой структурой, с помощью которой подобные задачи можно и нужно решать. Мы убедились в последнее время в том, насколько вопросы, связанные с культурной политикой, могут играть роль факторов, провоцирующих активность людей самых разных взглядов в нашем обществе. Теперь, уверен, многие знают о том, что был такой композитор Рихард Вагнер, который сочинил оперу «Тангейзер», в котором есть самые разные мотивы. Конечно, во всей этой истории вокруг ее постановки есть элемент скандала, который был порожден реакцией определенной части религиознонастроенной публики. С другой стороны, мы видим, каким острым был ответ культурного сообщества на решения и указания Министерства культуры. Эти действия можно охарактеризовать как своеобразный чиновничий окрик.

Многие заговорили о возрождении цензуры. 

Замечу, что в девятнадцатом веке цензорами трудились такие уважаемые литераторы как Тютчев, Гончаров, Майков. Но даже из столь спорной ситуации нам надо учиться извлекать позитивный опыт, ориентированный на просвещение. Подобные острые ситуации помогают лучше понимать такие серьезные проблемы как, например, проявления кощунства в обществе. Мы не всегда это осознаем. А для общества это очень болезненный вопрос. Например, с богословской точки зрения знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» трактуется как кощунство. Или, например, можно ли рядить в современные одежды классические произведени

я? Вся голландская живопись, посвященная библейской теме, содержит изображения людей в современной одежде. Важно избегать намеренных провокаций. 

Наш опыт в Эрмитаже доказывает, что современная культура может прекрасно обойтись без провокации. Причем, даже в ситуации, которая могла предполагать скандал. В 2014 году Эрмитаж принимал у себя крупнейшую международную акцию «Манифеста». Вот уж где было немало поводов для скандалов и соответствующий протестных акций. Но «Манифеста» прошла спокойно, хотя дискуссии в ходе ее проведения нами не только планировались, но и проводились, и они прошли в подлинно петербургском стиле – без криков и окриков. Все обошлось без взаимных оскорблений, без грубости, без хамства. Что еще раз убедило меня во мнении о необходимости и возможности подобных культурных проектов. Весь вопрос заключается только в том: ради чего они проводятся? Ответ очевиден: для просвещения и расширения нашего представления о мире культуры. 

К сожалению, в нынешнем мире многие скандальные ситуации возникают именно из-за невежества и незнания. О чем свидетельствует трагическая история с печально известными карикатурами на пророка. Наверное, надо было знать, что в исламе существует строгий запрет на изображение пророка Мухамеда. И это особенность данной конфессии, которую люди, причастные к творчеству и культуре, просто обязаны знать и уважать. Иногда приходится читать и в прессе, и в сетевых источниках такие комментарии, посвященные религиозной проблематике, в том числе и православной, что просто диву даешься тому, какое дремучее невежество царит в головах тех, кто позволяет себе выходить на публичную стезю. А за этим невежеством следуют непродуманные и порою провоцирующие оценки, суждения и выводы относительно каких-то событий и явлений. Например, захватили людей, подозреваемых в терроризме, и на их квартире обнаружили книги с арабской вязью. И почему-то сразу делается вывод о том, что эти издания носят подстрекательский, экстремистский характер. 

Давайте изучим вопрос, доверим его обсуждение экспертам и специалистам, которые компетентно смогут обсудить и вопросы, связанные с исламом, и вопросы, связанные с экстремизмом. В этом отношении показателен опыт восточного факультета СПбГУ, где мы расширяем подготовку специалистов по Востоку, и, прежде всего, по исламу. Потому что это не только проблема культуры и науки, но и современной политической и общественной жизни. К участию в нем мы привлекаем все заинтересованные стороны – от востоковедов до представителей мусульманского духовенства. И все это направлено на расширение наших знаний о мире и 

значительной его части, которая именуется мусульманским миром.