Доклад Сопредседателя Общественно-педагогического форума В.И. Якунина

yakuninЯкунин Владимир Иванович,
Сопредседатель Общественно-педагогического форума
«Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», 

Председатель Попечительского Совета Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного, 
президент – основатель МОФ «Диалог Цивилизаций»

 

Дорогие друзья!
Уважаемые участники Восьмой сессии Общественно-педагогического форума
«Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени»!

Мы все являемся свидетелями глобальных общественных, политических, экономических перемен, происходящих сегодня в мире и не имеющих аналогов в прошлом. В этой связи вспоминается известное выражение Конфуция «не дай Бог жить в эпоху перемен». Однако нам выпало жить в такую эпоху, но это не повод для пессимизма – это и вызов, и шанс для роста.
Сегодня мы наблюдаем даже не перемены в классическом понимании этого слова, а попытку слома привычных парадигм, переворачивание устоявшихся представлений о закономерностях общественной жизни.
Еще недавно имело место достаточно распространенное мнение о том, что ослабление критического мышления в обществе может рассматриваться как инструмент стабильности. Не секрет, что многие педагогические стратегии ХХ века критическое мышление рассматривали как риск, ставя во главу угла воспитания личности конформизм.
Известный тезис западного мира прошлого века «электорат должен уметь покупать и голосовать», снижение планки образованности для среднестатического человека – сегодня эти стратегии не только потеряли свою условную прагматичность, но и сделались новой, а может быть, и главной угрозой общественной устойчивости.
Модель формирования «повторяющего», несамостоятельного мышления в противовес модели просвещения сегодня активно критикуют западные ученые. К примеру, известный американский публицист и философ Ноам Хомский в своей статье «О преподавательской работе», в частности, пишет: «Обучение – это не есть накопление некой установленной массы фактов, которые вы затем сможете вписать в ответах на тесты и забыть на следующий же день. Главная цель – дать ученику возможность научиться исследовать, творить, придумывать нечто новое, оспаривать, это и есть образование… Именно эта модель была идеалом для Просвещения, и, думаю, что мы должны стремиться к реализации именно этой модели».
Малообразованный человек со сниженным уровнем самостоятельного мышления легко становится жертвой информационных, маркетинговых, политических технологий.
Восемь лет назад, когда мы поставили вопрос о необходимости обновления понятия «просвещение», мы и не предполагали, насколько востребованной, актуальной, острой эта тема станет в самом ближайшем будущем. Просвещение сегодня – это, наверное, единственная надежная общественная стратегия, отвечающая на весь спектр рисков современности.
Приведу высказывание великого философа Иммануила Канта из его работы «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?», написанной еще в 1784 году. «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, (…) причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им».
Взросление общества необходимо, поскольку сегодня мы часто оказываемся заложниками инфантильной модели социальных отношений, которая проявляется в своеобразном подростковом максимализме и необоснованной доверчивости к внешним, временным авторитетам, неумении ставить и решать конкретные задачи. Чтобы способствовать созданию сознательной и ответственной атмосферы в современном информационном обществе, необходим поиск новых – подчеркиваю, новых! – стратегий просвещения. Мы привыкли говорить о развитии просвещения как о гармоничном соотношении традиций и инноваций, подразумевая, что традиции – это часть наследия, культурного, научного, педагогического, а инновации – форма обновления этого наследия, инициирование новых процессов.
К сожалению, сегодня мы всё чаще сталкиваемся с искажением самого понятия «традиции». Традиция – вовсе не исторически обусловленный «балласт», как это читается в либеральной парадигме; традиция – это укоренённость в ценностях и принципах, присущих культурному коду.
Еще в 2013 году в своём Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что пересмотр норм морали и нравственности, стирание национальных культур и традиций приводит к идее «обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий». Опасно и то, что размывание ценностей, укорененных в истории и традиции, ведется со стороны абстрактного, уравнительного дискурса, дискурса «без страха и упрека», «без стыда и совести».
И сегодня мы сталкиваемся с тем, что любые выпады против сексуальных меньшинств считаются на Западе чуть ли не преступлением, что нивелируются и уничтожаются ценности и даже сами понятия традиционной семьи, вводятся абсурдные понятия «первый» и «второй родитель», разрешаются усыновления однополыми семьями.
Становятся привычными такие идеи и тезисы, которые еще пять-десять лет назад не поддержал бы ни один приличный и интеллигентный человек; сегодня границы нормальности отменяются границами толерантности. Этот процесс, получивший название «окно Овертона», – когда табуированные темы подвергаются мировоззренческой обработке и плавно перетекают в область признаваемого обществом, – стал настолько массовым, что скоро табуированным окажется само понятие традиций и ценностей.
Современные общественные процессы требуют внимательного изучения, построения форсайтов, долгосрочных прогнозов, системных подходов во всех сферах общественной и экономической жизни, формирования опережающих, а не «догоняющих» технологий.
До сих пор прогнозирование общественных и экономических тенденций велось в парадигме постиндустриальной экономики, которая сводит экономические и гуманитарные процессы к «сфере услуг». Поэтому и возникают подходы, которые предлагают нам выстраивать в культуре и образовании «менеджерские» стратегии, для которых критерии успешности – только количественные изменения. Особенно опасен такой подход в гуманитарной сфере.
Противопоставить концепции «количественного роста» можно концепцию развития, понимая «развитие» не только как экономическую, но и как надэкономическую категорию. Мы привыкли понятия развития и роста употреблять через запятую. В то же время развитие – это всеобъемлющий фактор, в рамках которого осуществляется рост. Развитие не отменяет роста, но задаёт требования на нужный нам рост, в том числе, и прежде всего, – на духовно-нравственный, качественный рост социума. В этом контексте развитие выступает как позитивная ценностная категория. Важно и то, что в парадигме развития ценностный, исторический, географический аспекты становятся важными составляющими – а это позволяет сохранять и укреплять цивилизационную идентичность государства.
Сегодня уже существует проект, фиксирующий такое надэкономическое целеполагание. Это Транс-Евроазиатский пояс RAZVITIE (ТЕПР) – интегральный проект солидарного развития на Евроазиатском континенте, являющийся результатом многолетней работы различных участников от академических институтов до международных общественных организаций. По сути, это интегральный проект солидарного развития многих экономических регионов по оси Транссиба, который представляет собой альтернативу неолиберальной парадигме доминирования. Для нашей страны этот проект означает неоиндустриализацию, привлечение трудовых ресурсов в Зауралье и на Дальний Восток, активное перезаселение территории страны. Намечаемая неоиндустриализация будет основана на перевоспроизводстве всей технологической инфраструктуры Транссиба, на основе новых научных решений. Не менее важно, что этот проект – основа для цивилизационного самоопределения нашего общества.
Я так подробно останавливаюсь на проекте ТЕПР и теме развития вообще, так как вижу в этом решение одной из важнейших задач сегодняшнего дня – задачи развития человеческого потенциала. По рейтингу Индексов развития человеческого потенциала, опубликованному Организацией Объединенных Наций в 2014 году наша страна находилась на 57-ом месте.
Для парадигмы развития ключевое значение приобретает человеческий потенциал. Сегодня именно человек является краеугольным камнем любых процессов, экономических, гуманитарных, управленческих.
От человеческого потенциала зависят стратегические победы или проигрыши профессиональных кластеров, сообществ, государств. И в этом контексте можно смело утверждать, что государственная политика в сфере образования и просвещения должна учитывать это обстоятельство.
Поэтому сегодня требуются принципиально новые системные исследования, которые позволили бы формировать опережающие стратегии развития нашей страны, в том числе в сфере образования и просвещения. И эти стратегии должны быть не «универсальными», а национальными, учитывающими специфику российской действительности, истории, культуры и мировоззрения.
Назрела необходимость создания механизмов поддержки в обществе профессионализма во всех видах труда, и это тоже задача процессов воспитания и образования наших граждан. Общественная поддержка «культуры профессионализма» будет лучшей защитой от распространяющегося непрофессионализма, оборачивающегося колоссальными затратами, технологическими катастрофами и общим обесцениванием труда. В современных условиях низкий уровень профессиональных компетенций – это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза её безопасности.
Путь становления в профессии закладывается ещё в школе, поэтому вопрос профессионального самоопределения является одним из актуальнейших на сегодняшний день.

Необходимо начиная со школы помогать молодому человеку в профессиональном самоопределении, выявлении собственных способностей, выборе профессии и овладении ею.
Наша страна богата не только ресурсами, но и талантливыми, умными и профессиональными людьми – это наш человеческий потенциал, являющийся производительным фактором национального экономического развития. В этой связи перед всеми нами – как обществом, перед нашим Форумом, перед нашей системой образования, – стоит задача содействовать созданию действенных механизмов развития и реализации человеческого потенциала – с тем, чтобы таланты и способности наших людей, их образование и квалификация воплотились в создание новых технологий, конкурентной продукции, способствовали развитию общества и семьи, приводили к качественному и производительному труду, достойному уровню жизни.
Общественно-педагогический Форум – это уникальная площадка, которая позволяет осуществить независимое исследование целого ряда проблем, опираясь на профессиональное экспертное мнение ученых, практиков, деятелей культуры. Особенно это важно сегодня, когда формат общественной экспертизы приобретает всё больший авторитет.
В течение восьми лет работы нашего Форума мы ставили вопросы о принципах государственной политики в области культуры.
Сегодня мы можем с удовлетворением констатировать, что многие тезисы, закреплённые в итоговых документах сессий Форума, нашли своё отражение в утверждённых Указом Президента Основах государственной культурной политики. Этот документ стал своеобразным водоразделом: впервые за последние десятилетия на уровне государственно-управленческого дискурса произошел отказ от экономических интерпретаций вопросов развития культуры и сохранения культурного наследия. Культурное и гуманитарное развитие признано основой экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Наконец, подчеркивается, что государственная культурная политика является неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Это большой шаг вперед на пути развития нашего общества на основе сохранения его цивилизационной и государственной идентичности.
В документах нашего Форума не раз отмечалось, что развитие образования также требует сформулированных основ государственной политики в этой сфере. Одна из основных задач образования и просвещения – подготовка молодого человека к ответу на вызовы времени в условиях современного информационного общества, в которых человеческий потенциал оказывается требующим особого внимания ресурсом. Это не только экономический, но и духовный базис формирования нашего общества, важнейшее условие обеспечения национальной безопасности страны.
Вот почему образование, так же как и культура, может и должно быть признано основой экономического процветания и государственного суверенитета, неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России.
Уважаемые коллеги!
Мы живем в эпоху перемен, требующих новых концепций и стратегий развития общества. Общества, в котором культуре, образованию, науке должно быть отведено достойное место – достойное их государствообразующей роли. Мы надеемся, что очередная сессия Общественно-педагогического Форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» станет еще одним шагом навстречу этим решениям.
Желаю всем удачной и продуктивной работы на Форуме.